Гильдия автомобильных журналистов

Обращение Гильдии автомобильных журналистов к депутатам Законодательного собрания Российской Федерации

  • Продюсирование
  • Испытания
  • Реализация
  • Обучение

Гильдия автомобильных журналистов – ведущее национальное объединение экспертов транспортной отрасли, с 1999 года погруженное в проблематику автомобильного транспорта, ситуации на дорогах России и национального автопроизводства.

Журналисты обратили внимание

Автомобильные журналисты обратили внимание на волну интереса в регионах России и профессиональной среде, которую вызвал внесенный 9 ноября 2023 года на рассмотрение Государственной думы законопроект 481272-8 о внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации….» об установлении требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси.

С одной стороны не может не порадовать то, что внимание депутатов и сенаторов, наконец, развернулось в сторону проблем отечественного автопрома и его возрождения. Национальное легковое автомобилестроение давно нуждалось в помощи и внимании со стороны государства.

Произошедшие в отрасли с момента распада советской модели автопрома процессы оказались разрушительны для легкового автомобильного производства, отбросив заводы на несколько десятилетий в технологическом развитии. И лишь, заслуживающие глубокого уважения, усилия коллективов предприятий, их инженерно-технические кадры позволили не только сохранить национальное автопроизводство, но и двигаться вперед. Разумеется, что поддержка государства, в том числе на законодательном уровне сегодня, в условиях санкционного давления и технологического эмбарго, особенно нужна автопроизводителям.

Вместе с тем те механизмы поддержки, которые предполагает рассматриваемый законопроект, нуждаются, на наш взгляд, в глубокой, системной доработке, на что мы хотели бы этим письмом обратить внимание все заинтересованные стороны – как в центре, так и в регионах.

Предложение о введении обязательного уровня локализации для автомобилей, используемых в качестве пассажирских такси, опирается, к сожалению, на ушедшую в прошлое парадигму помощи отечественному автопрому через стимулирование продаж. А ключевые проблемы сейчас накопились совершенно в противоположной плоскости. Они в нехватке производственных мощностей.

Журналисты обращают внимание

Наши коллеги журналисты, эксперты на местах обращают внимание на очереди на покупку отечественных автомобилей, на сроки ожидания машин. которые уже сопоставимы с очередями периода СССР и распределительной экономики. Отечественные автозаводы стараются наращивать производство, но, даже по их собственным оценкам, этот процесс невозможно ускорить. Возникновение вынужденного спроса со стороны таксопарков на отечественные автомобили просто вымоет машины российского производства с розничного рынка. В условиях, когда импортные автомобили не могут заменить по доступности отечественные машины, это приведёт к усугублению дефицита, что вызовет и серьезные социальные последствия. Ведь сегодня автомобиль стал частью повседневного уклада миллионов семей, рабочими лошадками предприятий и государственных органов.

Существующий рынок комплектующих и расходных материалов рассчитан на пробеги легковых отечественных автомобилей, характерные для частной эксплуатации. Пробеги автомобилей в такси кратно выше; взять запасные части просто негде, нарастить производство кратно невозможно, о чём говорят и сами автопроизводители. Уже сегодня, что официально подтверждается автозаводами, автожурналистами, корреспондентами региональных СМИ и экспертами на местах, машины часто отгружаются дилерам в неполной комплектации. А далее, силами региональных технических центров, доукомплектовываются по мере поступления недостающих деталей.

Частный ремонт?

В проекте также не учтен вопрос, за счет каких ресурсов автопредприятия должны будут производить замену отслуживших автомобилей на новые. Ведь продать уже существующие машины по рыночной цене не удастся, так как авто из такси стоит на вторичном рынке дешевле такой же машины от частного продавца. Значит, накопленные запасные части и расходные материалы для нынешнего парка придется просто списывать - на них нет вторичного рынка. Потребуется полная смена поставщиков сервиса обслуживания. Частный владелец может отремонтировать машину и в «гаражном» сервисе, для таксопарка же нужен сервис официальный. Их нет. Быстро создать их невозможно. Таким образом, образующийся разрыв в доступности машин способен заблокировать отрасль легковых пассажирских перевозок.

Особую озабоченность у всех автомобильных журналистов, а особенно у коллег в регионах вызывает вопрос обеспечения безопасности на дорогах.

Вырастет ли аварийность?

Большинство сегодняшних водителей такси не имеют опыта вождения автомобиля с таким уровнем автоматизации, как у современных отечественных машин, даже в лучших комплектациях (без АКПП, антиблокировочных и антипробукосочных систем, в частности). Формально водительские права в России не предусматривают разделение прав вождения для автомобилей с АКПП и с ручной коробкой передач; на практике опыт вождения автомобиля с ручной коробкой для большинства молодых водителей такси ограничивается несколькими занятиями в автошколе. Уровень пассивной безопасности (напр., число подушек) отечественных автомобилей также значительно ниже. На фоне статистически высокой аварийности такси, если не принять дополнительных мер, при переходе на эксплуатацию в такси отечественных авто резко вырастет травматизм.

Гильдия автомобильных журналистов обращается к депутатам и сенаторам с предложением начать предметное и детальное обсуждение абсолютно правильного в своих целях законопроекта, чтобы исключить возникновение перечисленных выше негативных последствий.

Мы предлагаем себя в качестве такой площадки объединения компетенций и готовы всячески содействовать депутатам и сенаторам в их стремлении поддержать российского автопроизводителя так, чтобы это не сказалось на российской транспортной отрасли. Уверены, что именно в этом цель инициаторов упомянутого законопроекта.

Президент Гильдии автомобильных журналистов

Ольга Михайловна Неделина

Мнение эксперта

Аналитика и мнения ведущих экспертов отрасли

Пресс-центр Гильдии автомобильных журналистов

Новости автомира от производителей, мнение экспертного сообщества, рекомендации автомобилистам

Галерея Гильдии автомобильных журналистов

Фото новости членов Комитета содействия НКО Гильдия автомобильных журналистов

Руководство Гильдии автомобильных журналистов

Наши партнеры

ООО "ГК "Виталис" Лаборатория жизни Виталис ВиталисЛаб Название изображения
Название изображения